Комиссия спелеологии и карстоведения
Московского центра Русского географического общества

ENG / RUS   Начальная страница   Письмо редактору

Список комиссии | Заседания | Мероприятия | Проекты | Контакты | Спелеологи | Библиотека | Пещеры | Карты | Ссылки

Проекты > Tопо:


Программа Toпo - описание       Topo manual

v.0.35

Программа предназначена для обработки пещерных топосъемок.

Несколько простых примеров ввода данных с пояснениями приведено здесь.


ФАЙЛЫ ДАННЫХ

Файлы данных могут иметь 2 расширения - *.dat и *.cav
Дело в том, что если пещера большая, то удобно располагать данные в нескольких файлах, по участкам. Такие участки помещаются в файлы с расширением .dat , а файл с расширением .cav отвечает всей пещере. В нем также могут содержаться данные по пикетам, и обязательно ссылки на соответствующие dat-файлы вида
#include galerea.dat
#include zal.dat

Файл данных может содержать:
1. Цифровые данные пикетов
2. Метки (номера) пикетов
3. Операторы (команды для обработки данных или нецифровые данные), начинаются со знака #, например #include
4. Комментарий


Data - Данные

ЦИФРОВЫЕ ДАННЫЕ ПИКЕТОВ

Цифровые данные, отделяемые пробелами, забиваются в порядке:
расстояние (в метрах)
азимут (в градусах)
угол наклона (в градусах) или перепад высот (в метрах)
Если угол равен 90 или -90 градусам, то поле "азимут" может содержать любое число или прочерк.

Порядок можно поменять командой #data_order. Аргументы - из списка L, Az, An или D (длина, азимут, угол или перепад), их порядок задает порядок (по умолчанию #data_order L Az An) забивания данных.

МЕТКИ

Возможны 2 основных формата ввода данных.
1-й (команда #from_to) - "классический", со сплошной нумерацией пикетов (с ... на ...).
2-й (по умолчанию, команда #label) не использует сплошную нумерацию пикетов, т.к. это приводит к необходимости забивания двух (как правило) лишних колонок чисел.
Для отождествления одного и того же пикета в обоих случаях используются метки, представляющие собой буквенно-численные "номера" пикетов. Пикеты с одинаковой меткой считаются при обработке одним пикетом.
В формате #label к метке обязательно добавляется знак ^, например: ^glyba   ^P11   ^hod_vniz   ^285   ^вход

КОММЕНТАРИЙ

При обработке данных не учитывается. Может быть двух видов:
1. От любого из символов % ; до конца строки
2. От символа { до }


Commands - Список команд

Для ввода большей части команд в окне редактора удобно ипользовать правую кнопку мыши.

Команды, относящиеся к одному пикету:
#ent entrance (lightgreen circle)/ вход (яркий зеленый кружок)
#sur surface / поверхность [1]
#sif sump (cyan circle) / сифон (голубой кружок)
#com comment / отображаемый комментарий (от #com до конца строки)
#red red circle / красный кружок
#end   end of branch / конец ветки (в режиме #label)

Команды, относящиеся к группе последовательных пикетов [2]:
#color[n] рисование линий цветом n, n=1,2,...,16 [4]
#end_color переход на стандартный (зеленый) цвет линий
#surface начало поверхностной съемки [1]
#end_surface конец -//-
#duplicate начало повторной (дублирующей) съемки [1]
#end_duplicate конец -//-
#declination[x] устанавливает магнитное склонение x градусов
#end_declination устанавливает магнитное склонение 0 градусов
#survey ^... ... начало новой съемки, префикс съемки, команда съемщиков
#end_survey конец съемки
#truth[n] точность съемки (см. раздел "Loops")
#exit не обрабатывать все последующие пикеты до конца файла
#RR,#R0,#R180,#PR[n]  см. раздел Extended Profile

в том числе команды, задающие формат ввода данных

#label метки ^... присваиваются лишь части пикетов (по умолчанию)
#from_to сплошная нумерация пикетов, знак метки ^ не используется
#number номера пикетов вводятся, но не используются, а используются метки
#angle режим с вводом угла наклона (по умолчанию)
#fall режим с вводом перепада высот
#data_order L Az An   устанавливает порядок ввода (аргументы - L, Az, An или D), подробнее см. разделы Data и Walls
#walls_from, walls_to  см. раздел Walls

Команды, относящиеся к пещере в целом
#include filename   включить файл filename в список транслируемых
#fix ^label фиксирует нулевые координаты точки с меткой ^label [3]
#cave cavename cavename - название пещеры
#region region регион
#sur_color[n] цвет линий поверхностной съемки [1]
#dup_color[n] цвет линий повторной (дублирующей) съемки [1]

Команды наименования пикетов
#prefix ^abc начать добавлять к меткам пикетов префикс abc. [3]
#end_prefix ^abc закончить -//- [3]
#equate ^lab1 ^lab2   отождествить пикеты ^lab1 и ^lab2 [3]
#survey ^abc ... задает префикс abc. съемки, автоматически отменяющийся в начале следующей
#end_survey "принудительная" отмена префикса съемки
^/label1 не добавлять к имени метки label1 префиксов [3]

Уровень вложенности префиксов не ограничен, они добавляются через разделяющие их точки к меткам пикетов. Если знак / стоит перед именем префикса, то префиксы более высокого уровня к имени пикета добавляться не будут.

Атрибуты съемки
#survey_team ...    топосъемщики
#survey_title ... название съемки
#survey_date ... дата съемки

Привязка по географическим координатам (см. раздел Surface Geometry)
#point ^lab1 ... ... ... коорд. в WGS84 [3]
#point_UTM ^lab1 ... ... ...    коорд. в проекции UTM [3]

[1] Длина поверхностной и повторной съемки не входит в высчитываемые характеристики пещеры; по умолчанию цвет линий поверхностной и повторной съемки - DarkGray.
[2] Эти команды действуют начиная со строки, в которой стоят.
Автоматический переход в режим по умолчанию - в конце каждого файла данных, за исключением магнитного склонения, которое устанавливается в ноль только командой #end_declination, команд формата #label/#from_to/#number, и команд построения разреза-развертки.
[3] В этих командах вне зависимости от режима ввода можно использовать метки как со знаком ^, так и без него.

[4] Цвета:
0-Black 4-Red 8-DarkGray 12-LightRed 16-Orange
1-Blue 5-Magenta 9-LightBlue 13-LightMagenta    
2-Green   6-Brown 10-LightGreen   14-Yellow  
3-Cyan 7-LightGray   11-Khaki 15-White  


Calibration commands - Команды коррекции (калибровки)

#corr_A_g начать коррекцию азимута (под горный компас)
#end_corr_A_g кончить -//-
#corr_A_180 начать коррекцию азимута (на обратный азимут)
#end_corr_A_180   кончить -//-
#corr_A[n] начать коррекцию азимута на n градусов
#end_corr_A кончить коррекцию азимута
#corr_L[x] начать коррекцию единицы длины в x раз
#end_corr_L кончить -//-
#corr_L_beg[x] сдвинуть начало отсчета на x единиц длины
#end_corr_L_beg установить начало отсчета на 0
#corr_clino[x] начать коррекцию угла наклона на x градусов
#end_corr_clino кончить -//-
#corr_H[x] прибавить к перепаду высот x единиц длины
#end_corr_H кончить прибавлять -//-
#end_corr кончить коррекцию азимута, длины и угла

Команды #corr_... служат для коррекции вводимых данных. Действуют (как и команды отмены коррекции #end_corr_...) начиная со строки, в которой стоят. Все команды коррекции автоматически сбрасываются в конце каждого файла данных.

#corr_A_g - используется при съемке жидкостным компасом как горным (т.е. не вращая лимб). Истинный азимут Az=360-(вводимый Az).
#corr_A_180 - используется, если вместо истинного азимута измерялся обратный. Истинный азимут Az=(вводимый Az)+180.
#corr_A[n] - истинный азимут Az=(вводимый Az)+n.
#end_corr_A - отменяет сразу все перечисленные коррекции азимута.
#corr_L[x] - служит для коррекции единицы длины, т.к. иногда господа спелеологи измеряют длину даже в x..., см. книгу В.Мальцева. Истинная длина L=(вводимая L)*x.
#corr_L_beg[x] - служит для коррекции начала отсчета, истинная длина L=(вводимая длина L)+x.
#corr_clino[x] - истинный угол наклона An=(вводимый An)+x. Не меняет углы, отстстоящие от 90 градусов менее чем на х градусов.
#corr_H[x] - служит для коррекции перепада высот между пикетами, добавляя к нему х. Полезна при съемке со штативами разной высоты.


View - Просмотр

Используйте левую кнопку мыши для перемещения, правую - для вращения, колесо прокрутки - для изменения масштаба изображения.
Просмотр можно осуществлять также с помощью клавиатуры:

p : plan + : zoom in F2 : comments
r : profile - : zoom out F3 : labels
< or Ctrl-left : rotate left ← : move left F4 : stations
> or Ctrl-right : rotate right → : move right F5 : small scale
PgUp or Ctrl-up : viewpoint up ↑ : move up F6 : small scale
PgDn or Ctrl-down : viewpoint down ↓ : move down F7 : cave mouse [1]
Space: rotate continiously
F10 : main menu
z : rotate faster i : cave information
x : rotate slower

[1] При подведении курсора мыши к пикету показывает его кооординаты и метку, а также имя файла данных и номер строки в нем. По щелчку левой кнопки мыши файл открывается в окне редактора на этой строке.

По нажатию кнопки "Bifurcation points" выделяются точки разветвления, начала/конца ходов и стыковки топосъемок.


Print/Export - Печать/Экспорт

Печать на принтере
Печать осуществляется из окна TOpO Print на соответствующем числе листов формата А4 (в области 20x27 см). Страницы, отправляемые на печать, помечаются в окне щелчком левой кнопки мыши. Возможна как отправка задания непосредственно на принтер (кнопка "Print marked pages")[1], так и печать в bmp-файл (кнопка "Save marked pages").
[1] По техническим причинам для печати в указанном масштабе надо выставлять одно и то же разрешение принтера независимо в окне TOpO Print и в окне настроек принтера.

Печать (экспорт) в bmp-файл
Означает создание черно-белых bmp-файлов pageYX.bmp (каждая страница сохраняется в отдельном файле) с разрешением, заданным в окне "Bitmap resolution". Эти файлы сохраняются в той же директории, что и исходные файлы с пещерными данными.

Экспорт в формат PostScript
PostScript - стандартный векторный формат. Файлы PS можно открыть практически любым редактором векторной графики (CorelDraw, Adobe Illustrator и др.) и затем сохранить картинку в их "родном" формате или, например, в формате dxf AutoCad. Файл .ps сохраняется в той же директории, что и исходные файлы с пещерными данными.

Экспорт в формат VRML
VRML - трехмерный векторный формат. В vrml возможен экспорт из топопрограмм Walls и Therion. Существует ряд программ для просмотра vrml/x3d-файлов, которые можно также установить как плагин к интернет-браузеру (см. Cortona - http://www.parallelgraphics.com/products/cortona/, Flux Player - http://www.mediamachines.com/).

Экспорт в формат txt
Все данные (трехмерные координаты точек, съемки, и т.д.) записываются в обычный текстовый файл. Файл .txt сохраняется в той же директории, что и исходные файлы с пещерными данными.


Loop closer - Замыкание колец

Одной из функций программы является разброс невязки по пикетам кольца. Этот разброс осуществляется последовательно, начиная с кольца с наибольшей (в процентах к длине кольца) невязкой.

Для учета различного качества съемки используется команда #truth[n], где точность n - целое число, по модулю не превышающее 7. Более точно отснятым участкам должно отвечать большее n. По умолчанию полагается n=0. Разброс невязки осуществляется пропорционально множителю 2(n1-n2) (2 в степени n1-n2). Например, если кольцо состоит из 2 участков одинаковой длины с n1=-3 и n2=4, а невязка составляет 12.9м, то 12.8м будет разбросано по участку с n1=-3 и только 0.1м по участку с n2=4.

Рекомендуемые значения точности n:
вид съемки типичная ошибка значения n
спец. полуинстр. 1-2% 2, 3
полуинстр. 3-6% 0, 1
плохая полуинстр. 7-15% -1,-2
глазомерная 15-25% -3,-4

Под "специальной" полуинструментальной съемкой подразумевается измерение углов и азимутов в обоих направлениях, использование гидронивелира, и т. п. Вообще же необходимо отметить, что точность полуинструментальной съемки очень сильно зависит не только от приборов, но и от свойств индивидуума, который снимает.


Extended profile - Разрез-развертка

Для построения разреза-развертки используются команды #R0 и #R180, разворачивающие топонитку вправо и влево, и команда #RR, разворачивающая нитку в противоположную сторону по отношению к предыдущему участку. Преимущество #RR в том, что потом можно, если понадобится, одной командой (#R0 или #R180) развернуть большой участок. Команда #PR[n] дает проекцию участка на направление с азимутом n - иногда удобнее использовать проекцию участка вместо развертки.

Действуют эти команды от той строки, в которой стоят, до конца всей пещеры или до команд #R180, #R0, #RR, #PR[x]. Отмена действия команды #PR[n] - только при использовании #R0 или #R180 (но не #RR).


Surface Geometry - Рельеф поверхности

Для построения рельефа поверхности используются файлы данных формата .asc (ArcInfo ASCII Grid format, текстовые файлы, описывающие рельеф, см. http://en.wikipedia.org/wiki/ESRI_grid). Файлы, включающие рельеф поверхности, должны иметь расширение .cvx (а не .cav или .dat) и ссылку на соответствующий .asc - файл вида

#include bzyb.asc

К этому рельефу по географическим координатам могут быть привязаны точки. Их координаты вводятся либо в долях градуса в WGS84, либо в метрах в проекции UTM. Порядок данных - метка (номер) точки, широта, долгота, высота н.у.м. в метрах:

#point Hipsta0 43.282020 40.710230 2495
#point_UTM Hipsta 4793553.44 638760.06 2495

Как и к обычным пикетам, к GPS-точкам можно применять команды #ent, #sif, #red (а также #way), определяющие цвет точки, и #com, задающую отображаемый комментарий. Все эти команды должны стоять в той же строке, что и команда #point с численными данными.


Walls - Стены

Формат lrud

Для набора данных lrud (left right up down) используется команда #data_order. Она имеет три обязательных аргумента из списка L, Az, An или D (длина, азимут, угол или перепад высот). Их последовательность задает порядок (по умолчанию #data_order L Az An) набора основных данных пикета. После них аргументы аргументы из списка l r u d (соответственно, расстояния left right up down до стен) могут быть записаны в любой комбинации и порядке.

Например, пара команд

#from_to
#data_order L Az An l r u d

задает порядок данных:

from to расстояние азимут угол лево право верх низ

Команды #walls_from и #walls_to указывают, к какой точке (станции), 1-й (from) или 2-й (to) относятся данные lrud. По умолчанию - к 1-й.

Формат "ежик" (набор измерений до стен в произвольных направлениях)

Ввод возможен двумя путями. Если вместо имени одной из станций пикета ставится знак - (прочерк), то данный пикет интерпретируется как измерение до стены. Альтернатива - использование команды
#walls[x] ^label
где x - число следующих далее измерений от станции label до стен. Если станция не указана, то измерения до стен связываются со 2-й станцией предыдущего пикета.

Для отображения данных lrud в окне просмотра надо нажать кнопку Walls.

А.Ш.


Список комиссии | Заседания | Мероприятия | Проекты | Контакты | Спелеологи | Библиотека | Пещеры | Карты | Ссылки

All Contents Copyright©1998- ; Design by Andrey Makarov Рейтинг@Mail.ru