Программа Toпo - описание Topo manual
v.0.35
Программа предназначена для обработки пещерных топосъемок.
Несколько простых примеров ввода данных с пояснениями приведено здесь.
ФАЙЛЫ ДАННЫХ
Файлы данных могут иметь 2 расширения - *.dat и *.cav
Дело в том, что если пещера большая, то удобно располагать данные в нескольких файлах, по участкам. Такие участки помещаются в файлы с расширением .dat , а файл с расширением .cav отвечает всей пещере. В нем также могут содержаться данные по пикетам, и обязательно ссылки на соответствующие dat-файлы вида
#include galerea.dat
#include zal.dat
Файл данных может содержать:
1. Цифровые данные пикетов
2. Метки (номера) пикетов
3. Операторы (команды для обработки данных или нецифровые данные), начинаются со знака #, например #include
4. Комментарий
Data - Данные
ЦИФРОВЫЕ ДАННЫЕ ПИКЕТОВ
Цифровые данные, отделяемые пробелами, забиваются в порядке:
расстояние (в метрах)
азимут (в градусах)
угол наклона (в градусах) или перепад высот (в метрах)
Если угол равен 90 или -90 градусам, то поле "азимут" может содержать любое число или прочерк.
Порядок можно поменять командой #data_order. Аргументы - из списка L, Az, An или D (длина, азимут, угол или перепад),
их порядок задает порядок (по умолчанию #data_order L Az An) забивания данных.
МЕТКИ
Возможны 2 основных формата ввода данных. 1-й (команда #from_to) - "классический", со сплошной нумерацией пикетов (с ... на ...).
2-й (по умолчанию, команда #label) не использует сплошную нумерацию пикетов, т.к. это приводит к необходимости забивания двух (как правило) лишних колонок чисел.
Для отождествления одного и того же пикета в обоих случаях используются метки, представляющие собой буквенно-численные "номера" пикетов. Пикеты с одинаковой меткой считаются при обработке одним пикетом.
В формате #label к метке обязательно добавляется знак ^, например:
^glyba ^P11 ^hod_vniz ^285 ^вход
КОММЕНТАРИЙ
При обработке данных не учитывается. Может быть двух видов:
1. От любого из символов % ; до конца строки
2. От символа { до }
Commands - Список команд
Для ввода большей части команд в окне редактора удобно ипользовать правую кнопку мыши.
Команды, относящиеся к одному пикету:
#ent | entrance (lightgreen circle)/ вход (яркий зеленый кружок)
| #sur | surface / поверхность [1]
| #sif | sump (cyan circle) / сифон (голубой кружок)
| #com | comment / отображаемый комментарий (от #com до конца строки)
| #red | red circle / красный кружок
| #end | end of branch / конец ветки (в режиме #label)
|
Команды, относящиеся к группе последовательных пикетов [2]:
#color[n] | рисование линий цветом n, n=1,2,...,16 [4]
| #end_color | переход на стандартный (зеленый) цвет линий
| #surface | начало поверхностной съемки [1]
| #end_surface | конец -//-
| #duplicate | начало повторной (дублирующей) съемки [1]
| #end_duplicate | конец -//-
| #declination[x] | устанавливает магнитное склонение x градусов
| #end_declination | устанавливает магнитное склонение 0 градусов
| #survey ^... ... | начало новой съемки, префикс съемки, команда съемщиков
| #end_survey | конец съемки
| #truth[n] | точность съемки (см. раздел "Loops")
| #exit | не обрабатывать все последующие пикеты до конца файла
| #RR,#R0,#R180,#PR[n] | см. раздел Extended Profile
| в том числе команды, задающие формат ввода данных
| #label | метки ^... присваиваются лишь части пикетов (по умолчанию)
| #from_to | сплошная нумерация пикетов, знак метки ^ не используется
| #number | номера пикетов вводятся, но не используются, а используются метки
| #angle | режим с вводом угла наклона (по умолчанию)
| #fall | режим с вводом перепада высот
| #data_order L Az An | устанавливает порядок ввода
(аргументы - L, Az, An или D), подробнее см. разделы Data и Walls
| #walls_from, walls_to | см. раздел Walls
|
Команды, относящиеся к пещере в целом
#include filename | включить файл filename в список транслируемых
| #fix ^label | фиксирует нулевые координаты точки с меткой ^label [3]
| #cave cavename | cavename - название пещеры
| #region region | регион
| #sur_color[n] | цвет линий поверхностной съемки [1]
| #dup_color[n] | цвет линий повторной (дублирующей) съемки [1]
|
Команды наименования пикетов
#prefix ^abc | начать добавлять к меткам пикетов префикс abc. [3]
| #end_prefix ^abc | закончить -//- [3]
| #equate ^lab1 ^lab2 | отождествить пикеты ^lab1 и ^lab2 [3]
| #survey ^abc ... | задает префикс abc. съемки, автоматически отменяющийся в начале следующей
| #end_survey | "принудительная" отмена префикса съемки
| ^/label1 | не добавлять к имени метки label1 префиксов [3]
|
Уровень вложенности префиксов не ограничен, они добавляются через разделяющие их точки к меткам пикетов.
Если знак / стоит перед именем префикса, то префиксы более высокого уровня к имени пикета добавляться не будут.
Атрибуты съемки
#survey_team ... | топосъемщики
| #survey_title ... | название съемки
| #survey_date ... | дата съемки
|
Привязка по географическим координатам (см. раздел Surface Geometry)
#point ^lab1 ... ... ... | коорд. в WGS84 [3]
| #point_UTM ^lab1 ... ... ... | коорд. в проекции UTM [3]
|
[1] Длина поверхностной и повторной съемки не входит в высчитываемые характеристики пещеры;
по умолчанию цвет линий поверхностной и повторной съемки - DarkGray.
[2] Эти команды действуют начиная со строки, в которой стоят.
Автоматический переход в режим по умолчанию - в конце каждого файла данных, за исключением магнитного склонения,
которое устанавливается в ноль только командой #end_declination, команд формата #label/#from_to/#number,
и команд построения разреза-развертки.
[3] В этих командах вне зависимости от режима ввода можно использовать метки как со знаком ^, так и без него.
[4] Цвета:
0-Black | 4-Red | 8-DarkGray | 12-LightRed | 16-Orange
| 1-Blue | 5-Magenta | 9-LightBlue | 13-LightMagenta |
| 2-Green | 6-Brown | 10-LightGreen | 14-Yellow |
| 3-Cyan | 7-LightGray | 11-Khaki | 15-White |
|
Calibration commands - Команды коррекции (калибровки)
#corr_A_g | начать коррекцию азимута (под горный компас)
| #end_corr_A_g | кончить -//-
| #corr_A_180 | начать коррекцию азимута (на обратный азимут)
| #end_corr_A_180 | кончить -//-
| #corr_A[n] | начать коррекцию азимута на n градусов
| #end_corr_A | кончить коррекцию азимута
| #corr_L[x] | начать коррекцию единицы длины в x раз
| #end_corr_L | кончить -//-
| #corr_L_beg[x] | сдвинуть начало отсчета на x единиц длины
| #end_corr_L_beg | установить начало отсчета на 0
| #corr_clino[x] | начать коррекцию угла наклона на x градусов
| #end_corr_clino | кончить -//-
| #corr_H[x] | прибавить к перепаду высот x единиц длины
| #end_corr_H | кончить прибавлять -//-
| #end_corr | кончить коррекцию азимута, длины и угла
|
Команды #corr_... служат для коррекции вводимых данных. Действуют (как и команды отмены коррекции #end_corr_...) начиная со строки, в которой стоят. Все команды коррекции автоматически сбрасываются в конце каждого файла данных.
#corr_A_g - используется при съемке жидкостным компасом как горным (т.е. не вращая лимб). Истинный азимут Az=360-(вводимый Az).
#corr_A_180 - используется, если вместо истинного азимута измерялся обратный. Истинный азимут Az=(вводимый Az)+180.
#corr_A[n] - истинный азимут Az=(вводимый Az)+n.
#end_corr_A - отменяет сразу все перечисленные коррекции азимута.
#corr_L[x] - служит для коррекции единицы длины, т.к. иногда господа спелеологи измеряют длину даже в x..., см. книгу В.Мальцева.
Истинная длина L=(вводимая L)*x.
#corr_L_beg[x] - служит для коррекции начала отсчета, истинная длина L=(вводимая длина L)+x.
#corr_clino[x] - истинный угол наклона An=(вводимый An)+x. Не меняет углы, отстстоящие от 90 градусов менее чем на х градусов.
#corr_H[x] - служит для коррекции перепада высот между пикетами, добавляя к нему х. Полезна при съемке со штативами разной высоты.
View - Просмотр
Используйте левую кнопку мыши для перемещения, правую - для вращения,
колесо прокрутки - для изменения масштаба изображения.
Просмотр можно осуществлять также с помощью клавиатуры:
p : plan | + : zoom in | F2 : comments
| r : profile | - : zoom out | F3 : labels
| < or Ctrl-left : rotate left | ← : move left | F4 : stations
| > or Ctrl-right : rotate right | → : move right | F5 : small scale
| PgUp or Ctrl-up : viewpoint up | ↑ : move up | F6 : small scale
| PgDn or Ctrl-down : viewpoint down | ↓ : move down | F7 : cave mouse [1]
| Space: rotate continiously | | F10 : main menu
| z : rotate faster | | i : cave information
| x : rotate slower | |
|
[1] При подведении курсора мыши к пикету показывает его кооординаты и метку, а также имя файла данных и номер строки в нем.
По щелчку левой кнопки мыши файл открывается в окне редактора на этой строке.
По нажатию кнопки "Bifurcation points" выделяются точки разветвления, начала/конца ходов и стыковки топосъемок.
Print/Export - Печать/Экспорт
Печать на принтере
Печать осуществляется из окна TOpO Print на соответствующем числе листов
формата А4 (в области 20x27 см). Страницы, отправляемые на печать,
помечаются в окне щелчком левой кнопки мыши. Возможна как отправка задания
непосредственно на принтер (кнопка "Print marked pages")[1], так и
печать в bmp-файл (кнопка "Save marked pages").
[1] По техническим причинам для печати в указанном масштабе надо выставлять
одно и то же разрешение принтера независимо в окне TOpO Print и в окне
настроек принтера.
Печать (экспорт) в bmp-файл
Означает создание черно-белых bmp-файлов pageYX.bmp
(каждая страница сохраняется в отдельном файле) с разрешением, заданным в
окне "Bitmap resolution". Эти файлы сохраняются в той же директории,
что и исходные файлы с пещерными данными.
Экспорт в формат PostScript
PostScript - стандартный векторный формат. Файлы PS можно открыть практически
любым редактором векторной графики (CorelDraw, Adobe Illustrator и др.)
и затем сохранить картинку в их "родном" формате или, например, в формате dxf
AutoCad. Файл .ps сохраняется в той же директории, что и исходные файлы с
пещерными данными.
Экспорт в формат VRML
VRML - трехмерный векторный формат. В vrml возможен экспорт из топопрограмм Walls и Therion.
Существует ряд программ для просмотра vrml/x3d-файлов, которые можно также установить
как плагин к интернет-браузеру
(см. Cortona -
http://www.parallelgraphics.com/products/cortona/,
Flux Player - http://www.mediamachines.com/).
Экспорт в формат txt
Все данные (трехмерные координаты точек, съемки, и т.д.) записываются в обычный текстовый файл.
Файл .txt сохраняется в той же директории, что и исходные файлы с пещерными данными.
Loop closer - Замыкание колец
Одной из функций программы является разброс невязки по пикетам кольца.
Этот разброс осуществляется последовательно, начиная с кольца с наибольшей
(в процентах к длине кольца) невязкой.
Для учета различного качества съемки используется команда #truth[n],
где точность n - целое число, по модулю не превышающее 7. Более точно
отснятым участкам должно отвечать большее n. По умолчанию полагается n=0.
Разброс невязки осуществляется пропорционально множителю 2(n1-n2)
(2 в степени n1-n2). Например, если кольцо состоит из 2 участков
одинаковой длины с n1=-3 и n2=4, а невязка составляет 12.9м, то 12.8м
будет разбросано по участку с n1=-3 и только 0.1м по участку с n2=4.
Рекомендуемые значения точности n:
вид съемки | типичная ошибка | значения n |
спец. полуинстр. | 1-2% | 2, 3 |
полуинстр. | 3-6% | 0, 1 |
плохая полуинстр. | 7-15% | -1,-2 |
глазомерная | 15-25% | -3,-4 |
Под "специальной" полуинструментальной съемкой подразумевается измерение
углов и азимутов в обоих направлениях, использование гидронивелира, и т. п.
Вообще же необходимо отметить, что точность полуинструментальной съемки
очень сильно зависит не только от приборов, но и от свойств индивидуума,
который снимает.
Extended profile - Разрез-развертка
Для построения разреза-развертки используются команды #R0 и #R180,
разворачивающие топонитку вправо и влево, и команда #RR, разворачивающая
нитку в противоположную сторону по отношению к предыдущему участку.
Преимущество #RR в том, что потом можно, если понадобится, одной командой
(#R0 или #R180) развернуть большой участок.
Команда #PR[n] дает проекцию участка на направление с азимутом n
- иногда удобнее использовать проекцию участка вместо развертки.
Действуют эти команды от той строки, в которой стоят, до конца всей пещеры
или до команд #R180, #R0, #RR, #PR[x].
Отмена действия команды #PR[n] - только при использовании #R0 или #R180 (но не #RR).
Surface Geometry - Рельеф поверхности
Для построения рельефа поверхности используются файлы данных формата .asc
(ArcInfo ASCII Grid format, текстовые файлы, описывающие рельеф,
см. http://en.wikipedia.org/wiki/ESRI_grid).
Файлы, включающие рельеф поверхности, должны иметь расширение .cvx
(а не .cav или .dat) и ссылку на соответствующий .asc - файл вида
#include bzyb.asc
К этому рельефу по географическим координатам могут быть привязаны точки.
Их координаты вводятся либо в долях градуса в WGS84, либо в метрах в проекции UTM.
Порядок данных - метка (номер) точки, широта, долгота, высота н.у.м. в метрах:
#point Hipsta0 43.282020 40.710230 2495
#point_UTM Hipsta 4793553.44 638760.06 2495
Как и к обычным пикетам, к GPS-точкам можно применять команды #ent, #sif, #red (а также #way),
определяющие цвет точки, и #com, задающую отображаемый комментарий. Все эти команды должны
стоять в той же строке, что и команда #point с численными данными.
Walls - Стены
Формат lrud
Для набора данных lrud (left right up down) используется команда #data_order.
Она имеет три обязательных аргумента из списка L, Az, An или D (длина, азимут, угол или перепад высот).
Их последовательность задает порядок (по умолчанию #data_order L Az An) набора основных данных пикета.
После них аргументы аргументы из списка l r u d (соответственно, расстояния left right up down до стен)
могут быть записаны в любой комбинации и порядке.
Например, пара команд
#from_to
#data_order L Az An l r u d
задает порядок данных:
from to расстояние азимут угол лево право верх низ
Команды #walls_from и #walls_to указывают, к какой точке (станции), 1-й (from) или 2-й (to)
относятся данные lrud. По умолчанию - к 1-й.
Формат "ежик" (набор измерений до стен в произвольных направлениях)
Ввод возможен двумя путями. Если вместо имени одной из станций пикета ставится знак - (прочерк),
то данный пикет интерпретируется как измерение до стены. Альтернатива - использование команды
#walls[x] ^label
где x - число следующих далее измерений от станции label до стен.
Если станция не указана, то измерения до стен связываются со 2-й станцией предыдущего пикета.
Для отображения данных lrud в окне просмотра надо нажать кнопку Walls.
А.Ш.
|