16.03.2005
И.В.Галайда, Р.Ю.Прохоров |
|
|
Рекордное погружение на 180м в карстовом источнике
(Голубое озеро, Кабардино-Балкария) |
Уже много лет мы ведем работы по исследованию Голубого озера, находящегося в Кабардино-Балкарии, и в этом году мы поставили в этих исследованиях некую логическую точку.
Сначала я немного расскажу о нем. Голубое озеро – это восходящий карстовый источник. По своим характеристикам оно считается вторым по глубине в мире после Воклюза, именно среди восходящих карстовых источников. Дело в том, что есть много слепых карстовых озер, из которых ничего не вытекает. А это именно воклюз. Озеро представляет собой шахту, сечением примерно 85 на 130 метров, в поверхностной части эта шахта расширена восходящими водами. Минимальная глубина, на которой начинается дно, это 179 метров, максимальная – 268 метров. Из этого озера вытекает речка, с достаточно постоянным расходом примерно 800 литров в секунду. Температура воды +9 градусов, достаточно прохладная. Вода прозрачная, где-то 25-30 метров видимости практически круглый год, независимо от паводков, что довольно приятно.
Вода в источнике насыщена сероводородом, имеет слабый сероводородный запах. С чем это связано – до конца не понятно. Во-первых, там в районе много выходов сероводородных источников. Кроме того, по геологии района может быть так, что верхняя часть заложена в известняках, а низы, откуда озеро получает питание, предположительно связаны с сульфатами, и из-за этого там выходят сероводородные проявления. По расчетам минерализации, озеро ежесуточно выносит примерно 50 кубометров сухой породы, из чего можно сделать вывод, что внизу существуют приличные объемы.
Сейчас на этом озере мы строим базу, которую планируем открыть в конце мая. Изначально она задумывалась как научно-исследовательский центр для исследования самого озера и окружающей среды, ну и заодно это и дайв-центр будет для тренировок всяких подводников. Там существует достаточно мощный карстовый район. Центр уже почти построен в бетоне, только стекол там нет. Там будут лаборатории, компьютерные классы, компрессорные, барокамеры, комнаты для снаряжения, и прочая, и прочая.
И несколько слов о погружении, о котором мы сейчас посмотрим фильм.
Погружение было совершено на глубину 180 метров, заняло оно в общей сумме 5 часов, причем само падение до дна длилось 12-13 минут. Быстрее в наших условиях падать просто невозможно, потому что нужно поддувать сухой костюм, нужно переключать смеси на 2х компьютерах, которые дублируют друг друга, и просто не получается скорость быстрее, чем 20 метров в минуту. И пять часов потом подъема. Примерно по 10 баллонов на каждого человека. У нас работала небольшая команда обеспечения, которая развешивала эти баллоны. Погружение в целом завершилось достаточно успешно, хотя все прошло не так гладко, например, у Игоря перед самым погружением потек костюм. И он пять часов провел в затекшем костюме, что было, конечно, проявлением большого героизма. Если бы не было на улице большого скопления народа, которые специально приехали нас поддержать, мы бы нырять просто не стали. Но так как отступать было поздно, то пришлось это делать.
Когда мы вышли, у нас была легкая степень кессонки, то есть не все прошло благополучно, не смотря на то, что мы уже ныряли на 150 метров, и проблем не было. Сейчас мы разобрались, в чем было дело. К сожалению, погружения на большие глубины вообще никогда не будут 100%но безопасными, и ни один алгоритм расчета декомпрессии не дает стопроцентной гарантии безопасности. Ну и, как мы сейчас понимаем, нужен более грамотный подбор смесей. То есть в данном случае мы привыкли нырять на воздухе, экономить на гелии, потому что все это достаточно дорогостоящее мероприятие. Но как практика показала, на здоровье не сэкономишь, и все дело было в неправильном подборе смесей.
Вот есть картинка с прошлого погружения на 150 метров, вывешивается специальная декомпрессионная платформа, на которую вывешиваются кислородные баллоны, и вот здесь вот видны шланги, то есть декомпрессия осуществляется с воздухом, подаваемым сверху, потому что его требуются очень большие количества.
То, что висит у подводника за спиной – вы видите 4 баллона – во всех баллонах тримикс, это донная смесь, маленький баллончик сбоку – это воздух, буквально для того, чтобы упасть до глубины 60 метров, потом переключаются на донную смесь. Все падение – это полная автономия, а на всплытии, начиная с глубины 50 метров, ты уже пользуешься декомпрессионными баллонами, которые развешаны командой обеспечения.
Вот вкратце как было с технической точки зрения организовано погружение. Я надеюсь, что с нашей базой у нас все получится, и можно будет пробовать погружения и дальше, во всяком случае, отрабатывать такие методики. Потому что в России у нас, по большому счету, это не отработано, теоретиков много, а вот практиков мало, к сожалению. И не все, что получается в теории, потом нормально работает на практике.
И вот сейчас мы посмотрим 10ти минутный фильм, посвященный этому погружению. Там, к сожалению, мало собственно подводных съемок, потому что это не было целью. Собственно, до глубины 30 метров шел кабель, наше погружение транслировалось на поверхность.
Дно озера - это крутая сыпуха со 180 до 258 метров, дно голое, белый известняк, деревья упавшие, и там проходит по берегу дорога, на дне знак сбитый лежит, и по рассказам, должно быть очень много упавших машин. Но они все видимо скатывались в более глубокую часть.
Кадры из фильма "Голубое озеро - 180"
|