Наша кнопка:

 

Комиссия спелеологии и карстоведения
Московского центра Русского географического общества

ENG / RUS   Начальная страница   Письмо редактору


Заседания комиссии за год:

2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000 1999  


19.01.2005

Д.Скляренко, А.Шувалов  
Сообщение о падении вертолета в районе г.Арабика 7 января 2005г.

Д.Скляренко:
Мы не ожидали такого аншлага, поэтому, к сожалению, не взяли с собой никаких картинок. Но Денис Провалов обещал, когда выздоровеет, обязательно устроить вечер со слайд-шоу.
В двух словах о том, что же произошло. Планировалась экспедиция в количестве 25 человек в пещеру Крубера-Воронья. Экспедиция должна была забрасываться вертолетом. Вертолет - большой, красивый МИ-8 MTB, один из тогда еще двух вертолетов Абхазии. Как вы знаете, были белый и зеленый вертолеты - так вот это был зеленый вертолет, с большей грузоподъемностью.
Несколько дней ждали погоду, жили у Ватика. На четвертый день ожидания погода наладилась, и решили забрасываться двумя группами. У нас в составе экспедиции было много иностранцев, был три парня из Чехии и Словакии, были три грека и небезызвестный многим Питер Хартли.
При переходе границы МИД Абхазии послал в МИД России бумагу, МИД России разрешил официально перейти этим людям границу. В итоге после дополнительных проверок переход удалось осуществить не трясясь, хотя известно, что Украинская Спелео Ассоциация в лице Александра Борисовича Климчука писала письма в МИД Абхазии со словами "не пускайте команду Cavex в эту пещеру, не пускайте их через границу".
Как уже было сказано, мы долго ждали вертолета, первая группа в составе трех словаков, Провалова и еще 8 человек поехали в Сухуми с половиной груза, а вторая группа осталась ждать на футбольном поле в Гантиади. То есть вертолет должен был забросить первую группу из Сухуми к пещере, приземлиться в Гантиади, забрать вторую группу и потом улететь обратно в Сухуми. Такой был план. Мы сидели на футбольном поле в Гантиади, а в это время наши товарищи летели на вертолете.

А.Шувалов:
Сама авария выглядела так: Васильич проскочил пупырь, на который должен был садиться, и вместо того, чтобы сделать большой круг, и зайти на посадку во второй раз, он в своей обычной манере заложил резкий поворот, при этом зацепив склон концом хвоста, и хвост отломался. Вертолет тряхнуло, и часть народа - я, Илья Торопов и словак - вылетели из вертолета сзади, и смотрели на происходящее уже со стороны. Вертолет воткнулся в снег, перевернулся, сполз дальше по склону и задымился. Из него начали выскакивать люди и закидывать остатки машины снегом.
При посадке у вертолета обломался хвост с контрвинтом, вследствие чего он потерял управление и рухнул вниз, после чего прокатился по склону, в результате чего основной винт был также сломан в нескольких местах. Так что остатки машины оказались раскиданы по склону на достаточно большой площади.
При ударе о землю два пилота, Васильич и второй пилот, которые были не пристегнуты, вылетели через лобовое стекло, разбив его при этом своими головами. Провалычу, который сидел в кабине третьим, повезло больше, он вылетел вслед за ними, вошел головой в снег и получил сильное сотрясение мозга. Те, кто находились в салоне, между передней частью и хвостом, отделались синяками и ссадинами, некоторые вообще не пострадали.
Сильнее всех пострадали словак, который сломал ногу, и Провалыч, получивший сотрясение мозга.
Рация у вертолета естественно сломалась, и помощь вызывали по сотовой связи, а они уже по рации передавали указания на второй вертолет. Вертолет сделал несколько кругов, пока нашел нас. Он забрал меня, словака и нескольких сопровождающих, и в принципе собирался сделать второй рейс, чтобы забрать всех остальных, но там начались какие-то заморочки, и в результате он сделал этот рейс только через три дня.
В результате они сделали три рейса, при том что мы заплатили только за два.

Д.Скляренко:
Последствия всего случившегося следующие: в Абхазии остался один вертолет, вышел приказ премьер-министра не летать зимой. Оставшийся летчик с вертолетом - Сергей Михайлович - в категорической форме заявил, что ни за какие деньги по свежему снегу он летать не будет, максимум он может полететь в марте, и то если ему дадут добро наверху. Но лично он, даже если будет приказ, не полетит по свежему снегу, потому что основной причиной произошедшего, как он оценивает, была плохая видимость из-за поднятой винтами вертолета пыли от свежего снега. Был очень высокий уровень снега, вход в пещеру был засыпан полностью, и мы копали четыре метра вниз.
Может быть, абхазы ближе к лету и снимут этот вертолет с горы, но он в очень плачевном состоянии, и что там можно восстанавливать - непонятно. Мы пытались проработать вариант, чтобы полетели миротворцы, но пообщались с разными людьми, в том числе с абхазскими летчиками, и нам сказали, что миротворцы в горы не летают принципиально.
У абхазов сейчас остался только белый вертолет, это МИ-8-Т, который менее мощный, и он не может поднять то, что поднимал зеленый. И нам было сказано, что больше 7 человек МИ-8-Т на борт не возьмет. На зеленом же мы подняли 12 человек, не меньше тонны груза, двух пилотов и 1700 литров топлива. То есть вертолет был загружен по полной, но в то же время зимой вертолетам летать проще.
У нас был опыт попыток поднять борт из России, но не залететь на пещеру, а снять пострадавшего. Могу сказать, что нам это не удалось ни разу, два года подряд. Говорят, что красноярцы в свое время даже разрешение такое получили, когда в Сарме былпаводок, но факта полета не было. Когда Кабанихин упал, там МЧС что только не делало, для этого, кстати, и были все эти репортажи по РТР, НТВ и т.д. Нам было сказано, что если все каналы будут об этом кричать, есть шанс поднять вертолет из России. Но вертолет все равно не подняли.


Список комиссии | Заседания | Мероприятия | Проекты | Контакты | Спелеологи | Библиотека | Пещеры | Карты | Ссылки

All Contents Copyright©1998- ; Design by Andrey Makarov Рейтинг@Mail.ru