Наша кнопка:

 

Комиссия спелеологии и карстоведения
Московского центра Русского географического общества

ENG / RUS   Начальная страница   Письмо редактору


Заседания комиссии:

2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000 1999  


19.02.2003

Антон Чичеров
Об экспедиции в п. Снежную в январе-феврале 2003 г.
Ссылки по теме:доклад на www.snowcave.ru; страница экспедиции

Алексей Шелепин рассказывал сейчас про то, как они пытались пробиться в Снежную снизу, а приблизительно в то же самое время мы работали в Снежной сверху. Соответственно, мы работали с 18-го января по 8-ое февраля. Экспедиция наша, на новейший период, была третья за последние три года.
Первый раз после долгого перерыва мы поехали в Абхазию в 2000-ом году. Это была летняя разведочная экспедиция, мы были в пещере Вулкан, поработали в Меженного и в Снежной прошли до реки, до -600 тогда, без лагеря. Немножко обновили навеску, пробили ее под SRT.
Через год мы запланировали, не то что бы фундаментальную, просто более серьезную экспедицию. Мы решили дойти до дна, и в той экспедиции нами впервые была опробована модульная система, решили использовать модули, как те, кто ходили раньше. С помощью поверхностной вспомогательной команды мы где-то за семь дней семь человек дошли до, скажем так, не самой нижней точки, а до начала завала Метростроя. Это где-то -1320 метров. Дошли, посмотрели, осмотрелись и вышли обратно. Это была как бы спортивная экспедиция, такая была ее цель. Как многие знают, в этой летней экспедиции 2001 года были некоторые неприятности, связанные с местными жителями.
После которых было решено, что следующая экспедиция будет проводиться зимой. Собраться через пол года мы не смогли, все же слишком маленький период между экспедициями, и мы запланировали экспедицию через полтора года - зимой 2003 года, и нам удалось ее провести.

Планы наши состояли в следующем: две группы по шесть человек, каждая из которых делится, соответственно, на две тройки. Группы параллельно с интервалом в одни сутки идут по пещере, доходят до зала ИГАН, в котором будет находиться подобие базы, из которой будут совершаться донные выходы. Планировалось проработать в пещере 12 дней, из которых три дня планировалось на дно. Под эти планы было подготовлено много снаряжения, 24 модуля мы собрали в этот раз для жизнеобеспечения.
К Снежной мы залетели вертолетом, 21-го мы были уже наверху. По поводу GPS передо мной Алексей Шелепин рассказывал свои положительные впечатления, но в нашем случае координаты входа Снежную предоставленные физтеховцами разошлись с его действительным положением на 400 метров. В принципе неплохая точность для GPS (смех в зале) но посадить вертолет рядом с входом мы не смогли - когда GPS показывал, что пещера под нами, то ее там не было. Вертолетчик покружил и высадил нас там, где ему было удобно, как собственно всегда они и делают. Мы оказались на пупыре, вертолет улетел, погода хорошая - стоим и думаем, что, как и физтеховцы будем полтора дня идти к Снежной. К счастью Румянцев и Шувалов быстренько пробежались и нашли пещеру примерно в часе ходьбы, оказалось, что вертолет высадил нас над летним кошем.
В тот же день мы протропили тропу, снег был очень плотный - почти наст. Поднесли груз к входу и навесили пещеру до зала Гвоздецкого. На второй день навесили до предколодца и таскали груз вниз. 23-го, на третий день первая шестерка ушла вниз с навеской большого колодца и уже с лагерем. Через день ушла вторая шестерка. С интервалом в сутки дошли до ИГАНа. Зал ИГАН расположен на глубине -1190 метров, мы поправили там площадку, на которой встало четыре палатки. Нас было там одиннадцать человек, и все разместились абсолютно комфортно. Нам пришлось подкорректировать наши планы по времени и в результате мы сделали только полтора выхода на дно. Татьяна Немченко любезно предоставила нам схему нижней части пещеры, от водопада Олимпийский до нижней точки - реки в завале. Вот здесь зал Х, в который падает последний и самый большой водопад Олимпийский. Это очень большой зал, выход из которого через глыбы. Вот здесь шкуродер Ещенко -- труба, из которой попадаешь вниз, и начинается галерея, довольно широкая. Здесь виден небольшой участок реки и дальше начинается завал Метростроя. На этом участке и идет поиск продолжения пещеры. Мы стали подниматься в зал Метростроя. Вале Рысцову дали топосъемку этого участка братья Демченко, и, пользуясь ей, мы спустились до Песчаного зала. Это была последняя точка пещеры, до которой спустились члены нашей экспедиции. По пути в него нам иногда приходилось идти строго по топосъемке, т.е. брали компасом азимут. Мы не смогли, даже пользуясь топосъемкой, найти выход из Песчаного зала. Похоже, что он замыт, и поиски другого выхода на реку были безуспешны. У нас было уже мало времени, да и люди устали, поскольку выход мы делали из ИГАНа, а это спуск на 100 метров и такой же подъем на завал Метростроя. Этот завал пока самый большой в Снежной, его высота больше 100 метров. Отметка верхней точки завала, по моему, -1212 метров, и спускаться от нее к Песчаному залу надо примерно на 70-80 метров. Этот завал весьма сильно отличается от других завалов в Снежной, он довольно плотный и в нем много глины. Даже проход в нем местами просто прокопан, т.е. видно, что камни вынимали и подпирали ими другие.
Нам кажется, что, несмотря на его сложность, перспективы там есть и их довольно много. 31-го - 1-го числа через три дня пребывания на дне мы начали подниматься наверх, опять с интервалом в сутки. 3-го -- 4-го все были наверху. 5-го числа прилетел вертолет, довольно неожиданно для нас, еще стояли палатки, и мы пили в них чай (смех в зале). Стали бросать разные вещи в вертолет, ну нормально все погрузили в него, и, в конце концов, улетели. Вот что было проделано. Алексея Шелепина на дне Снежной пока не встретили … пока. Мы занесли на дно кувалду, шанцевый инструмент там теперь есть - можно работать. В дальнейшем нам, видимо, придется откорректировать тактику работы. Я думаю, что такими большими толпами в одиннадцать человек работать там не стоит. Такое количество человек потребляет очень большое количество ресурсов, которое приходится туда доставлять. Этот вопрос является предметом очень долгого разговора, сейчас нет времени и возможности провести его здесь.
По поводу перспектив и планов. Помимо завала Метростроя существуют еще верхние ходы в зале ИГАН. В свое время в них поднимался Виктор Козлов с товарищами, им тогда не удалось найти обход завала. Возможно, этот путь все-таки стоит попробовать пройти еще раз и может быть удастся пройти по верхам над завалом Метростроя. Откуда-то же упали все эти камни, там должны быть свободные объемы.

Вопрос из зала: "куда там дует ветер?"

Сложно ответить. Создается впечатление, что в больших залах происходят какие-то суточные колебания тока воздуха. В узких местах ветер дул нам навстречу. На дне в завале сильного тока воздуха не было.
Еще о перспективах: мы не дошли до крайней закартированной точки Снежной, а ведь не ясно участок это той ли реки, что уходит в завал, обнаружили тогда исследователи. Когда идешь по галерее возле зала Пенелопы видишь участок реки вот в этом направлении, а когда спускаешься с Песчаного зала река разворачивается на 120 градусов. Мне кажется, реально прокрасить в том месте реку и определить какая река течет в районе Песчаного зала.
Сил у нас на Снежную еще много, но и задач там много - главное найти время.
Одним из результатов нашей экспедиции явилась серия из примерно 50-ти фотографий, снятых Андреем Шумейко в режиме обычной работы.

 


Список комиссии | Заседания | Мероприятия | Проекты | Контакты | Спелеологи | Библиотека | Пещеры | Карты | Ссылки

All Contents Copyright©1998- ; Design by Andrey Makarov Рейтинг@Mail.ru