Наша кнопка:

 

Комиссия спелеологии и карстоведения
Московского центра Русского географического общества

ENG / RUS   Начальная страница   Письмо редактору


Заседания комиссии:

2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000 1999  


19.02.2003

Алексей Шелепин
О экспедиции в пещеры Ветерок и Каньон-Самохват в январе-феврале 2003 года.
Ссылки по теме: доклад на www.snowcave.ru; страница экспедиции

Посмотрим на карту. Здесь, собственно, вход в Снежную, это вход в Меженного, а здесь, в русле реки Хипста, довольно мощный источник (прошлым, правда довольно дождливым, летом его расход составлял 3 м3/с) - место предполагаемой разгрузки Снежной. Источник находится примерно на высоте 350м н.у.м, так что от современного дна Снежной (680 м н.у.м.) до него более 300 метров по вертикали и 3,5 км по горизонтали. В районе проекции дна Снежной на поверхность (точнее, на расстоянии порядка 500 метров в плане) есть два крупных объекта с сильным током воздуха: пещера Каньон-Самохват (входы на 1130 и 1146 м н.у.м.) и пещера Ветерок (вход на 1280 м н.у.м.). Эти пещеры были найдены в середине 80-х годов харьковчанами, которые работали в них до начала 1986 года, а с ноября 1986 по 1992 год 10 экспедиций в них провели московские спелеологи.
Надо сказать, спелеорайон этот очень хороший и перспективный, но почему-то в последних шести экспедициях в пещеры района имелся только один постоянный участник - я сам. Остальные участвовали ровно в одной экспедиции из этих шести - вроде всем там нравится, но никто второй раз не едет. Надеюсь, что эта традиция наконец прервется.
В последней экспедиции, проходившей с 25 января по 8 февраля, народу было много. Было две группы. Одна (7 человек) состояла в основном из харьковчан, а также одного человека из Самары, одного из Ивано-Франковска и Антона Саакяна из Питера с бензиновой дрелью. Вторая группа состояла примерно из 20-ти человек из клуба "Чужая земля", меня и Саши Гусева и имела на вооружении электрический перфоратор..
Заброску осуществили на этот раз довольно приятным способом: почти весь путь проехали на машине и совсем чуть-чуть прошли пешком, используя современный прибор, называемый GPS, показания которого хорошо совпадали с картой -километровкой. Линия нашего движения на этой карте прочерчена Андреем Макаровым по показаниям прибора. Расхождение с точкой входа в пещеру составило всего 20 метров (что отвечает размеру точки на километровке). Не знаю, что мы проверяли - точность GPS или точность полуинструментальной привязки входов, сделанной в 1992 году, но результаты проверки оказались вполне удовлетворительны. В общем, прибор оказался очень удобным.
Цель экспедиции состояла в попытке пройти дальше. В Ветерке, где последний раз работали в марте 90-го года, первопрохождение до известной глубины было трудным и долгим. За входными узостями и колодцами на глубине 100 метров следовало довольно странное место. Странность состояла в том, что стенки были рыхлые, некуда было бить крючья, и харьковчане дальше не пошли. Простой выход из этой ситуации нашел Андрей Бизюкин летом 1988 года. Он за час снес вот такой слой стены, молотком или кувалдой, я уже не помню, что там было. Под этим слоем обнаружился неплохой монолит, были забиты крючья и мы смогли спуститься в большой зал на глубине 140м. Здесь нас ждал завал, и в августе 1989 мы копали его дней шесть, а в ноябре того же года дошли до глубины 215м (показывает на разрезе). Потом Женя Снетков сотоварищи прокопал последние неприятные четыре метра завала и оказался наверху колодца, снова выйдя на ручей. Весной 90-го года мы спустились в этот колодец и на глубине 270 метров попали на горизонтальный участок, который оказался слишком узким.
Сейчас было пройдено еще четыре метра по горизонтали, попали в то расширение, которое я видел когда-то давно, но оно оказалось маленьким. За ним в нескольких метрах просматривается еще одно расширение, побольше. Последний шпур первопроходцы засверлили с расчетом попасть в это расширение, но не сработало спецсредство и на этом все закончилось, так как кончился бензин. Ток воздуха там есть, и выхлоп бензинового перфоратора не создает проблем, но дует конечно не так сильно, как в системе Каньон-Самохват.
Особенность ситуации в следующем: во всей нижней части пещеры, начиная вот с этого зальчика в завале, ток воздуха значительно слабее, чем в верхней. Если посмотреть по разрезу - вот входная часть, большой зал, где на 140 метрах стоит лагерь. Потом идет завал глубиной 78 метров. Вот в этой точке в щебенку в углу зальчика в верхней трети завала (на 165м) уходит сильный ток воздуха. Судя по топосъемке, создается впечатление, что достаточно скоро гипотетический ход, по которому уходит воздух, соединится с узким ходом вдоль ручья и объемы системы увеличатся.
Поскольку система Каньон-Самохват (общей длиной 1130м и амплитудой 285м) является более перспективным объектом в силу гораздо больших объемов, то на ее прохождение были направлены основные силы экспедиции. Пещера Каньон представляет собой по существу один колодец глубиной 280 метров. В конце экспедиции харьковчане впервые осуществили спортивный траверс этой системы - спустились в Самохват и вылезли через Каньон, предварительно пробив Каньон под SRT. В Самохвате же мы занимались следующим: расширили три неприятные верхние узости, немного "улучшили" ход в донном завале и попытались продвинуться в нем дальше. Провесили от входа до дна телефонный провод. По телефону хорошо было слышно радио, вещающее на Чечню на русском языке. К сожалению, оно заглушало телефонные переговоры с поверхностью.
В Обвальном зале на 220 метрах стоял лагерь из двух палаток, в которых проживало шесть человек. Место лагеря комфортабельно и безопасно в смысле паводков. Ситуация на дне такая (показывает на плане). Вот дно Каньона, вот 10-метровой глубины подвешенное озеро с глиняным дном (прошлым летом в него ныряли), вода уходит в бортовые щели на верхней трети его глубины. Логично предположить, что, пройдя через вот этот завал на дне, можно опять выйти к водотоку. По завалу проходит очень большой поток воздуха, приблизительные измерения дают величину порядка нескольких кубометров в секунду. Мы работали вот в этом месте, где ток воздуха очень сильный и с шумом уходит в камни. Ветер там такой, что в первый же выход меня продуло и пришлось обматывать голову тельняшкой. Но далеко продвинуться не удалось - прошли всего метра три. Суть в том, что в этом месте не камни, которые можно разбирать, а с одной стороны монолитная стенка, с другой - сцементированные достаточно большие камни. Эти камни не вынешь и не разобьешь кувалдой, а когда в них зашпуриваешься, то попадаешь в небольшие полости. Все это очень осложнило продвижение вперед. Кстати, породы в завале крепкие - кремнистые. Бьешь кувалдой, отлетают искры, и возникает характерный запах, в общем, правильные породы.

Теперь несколько слов о ветре в системе Каньон-Самохват. Стандартная летняя циркуляция воздуха в пещере предполагает засасывание воздуха верхним входом и выбрасывание нижним, зимняя - наоборот, см. схему. Летом циркуляция воздуха системе Каньон-Самохват обычная - оба входа, и Каньон и Самохват выбрасывают воздух так, что на расстоянии 100-150 метров вниз по балке создается микроклимат - воздух значительно холоднее и, к примеру, полностью отсутствуют комары, которых в окрестности изобилие. Это доказывает, что Каньон и Самохват являются нижними входами в достаточно большую пещеру.

Если обычно температурный режим пещеры связан с водой (в силу ее большой теплоемкости - теплоемкость 1 литра воды в 3 раза больше теплоемкости 1 кубометра воздуха), то в нашем случае он явно связан с сильными воздушными потоками. Температура в зале, где стоял ПБЛ, составляет 3,40C (в этом месте температура зимой и летом постоянна), что для такой высоты входа очень мало. В той же Снежной на дне температура в районе 60C, а если сравнить с пещерами Алека, то температура должна быть еще выше. Эту аномалию можно объяснить тем, что летом туда поступает воздух из глубины массива (хочется надеяться, что из Снежной) с температурой около 60C, а зимой - с отрицательной температурой, в результате чего в Обвальном зале и получается средняя температура 3,40C. (В Каньоне зимой в холодную погоду веревки могут обледеневать на глубине до 200м).
В системе Каньон-Самохват обнаружилась одна интересная особенность зимней циркуляции воздушного потока. Казалось бы, зимой вход в Самохват (как нижний вход в систему) должен засасывать воздух, но вместо этого из входа сильно дует. Более точно, происходит следующее. Основной поток воздуха заходит через вход в Каньон, при этом нагреваясь, а затем разветвляется - большая часть проходит через завал на дне Самохвата и уходит в светлое будущее (т. е. по направлению к гипотетическому верхнему входу), а меньшая часть выбрасывается обратно на поверхность через вход в Самохват. Эта особенность можно объяснить тем, что столб воздуха в Самохвате теплее, чем в Каньоне, где он еще не успевает согреться.
Работали мы на дне Самохвата дней шесть. Эксцессов на поверхности никаких не было, единственно, что пить приходится (голос докладчика на этих словах погрустнел), чтобы не было этих самых эксцессов. Но зато, все знают, вино зимой хорошее, это не самогон и не летний уксус.
Район пещер Каньон-Самохват и Ветерок для зимних экспедиций весьма хорош. Да и летом у входа в Самохват есть не пересыхающий родник, чуть ли не единственный на несколько километров вокруг. Сейчас к пещере можно подъехать очень близко, остается примерно час ходу пешком. Какие перспективы? По-прежнему дует, пещера идет. Несмотря дождливо-снежную погоду, связанный с ней практически постоянный паводок не отразился на работе, поскольку в районе завала всегда стоит великая сушь. Есть одно обнадеживающее обстоятельство в этом завале. На входе в завал в Обвальном зале камни сильно сцементированы, видимо из-за брызг воды, далее камни свободны, а потом опять сцементированы. Эта ситуация указывает на возможное завершение завала. Надо работать дальше.

 


Список комиссии | Заседания | Мероприятия | Проекты | Контакты | Спелеологи | Библиотека | Пещеры | Карты | Ссылки

All Contents Copyright©1998- ; Design by Andrey Makarov Рейтинг@Mail.ru