Комиссия спелеологии и карстоведения
Московского центра Русского географического общества

ENG / RUS   Начальная страница   Письмо редактору

Список комиссии | Заседания | Мероприятия | Проекты | Контакты | Спелеологи | Библиотека | Пещеры | Карты | Ссылки

Пещеры > Кавказ > Загедано-Урупский массив:

Пещера Загеданская им. Алексеева: спортивно-техническое описание
(маршрут: вход в п.Дорбун-Тур - дно)

Из отчета об экспедиции "Загедан - 2001", Оренбургский спелеоклуб, рук. В.Б.Самсонов.

Номера навесок в описании и на схеме совпадают. Описание идет сверху вниз.

Входной наклонный участок пещеры представляет собой широкую, иногда забитую снегом щель. Далее через 20 м направо узкий поворот перекрытый глыбкой. Дальше узкий меандр 5-6 м. Проходится на правом боку ногами вперед с мешком.

Затем внезапно вываливаешься в колодец К7 (№1), необходимо организовывать выносную страховку. Навеска осуществляется одной веревкой 15 м за спит перед колодцем, затем траверсом по левой стене к спиту и вниз. Пещера продолжается серией свободных наклонных ходов с зальчиками. Эта наклонная часть кончается окном, оно может быть обледенелым. Необходимо держаться от окна по правой стенке. Пройдя несколько метров вверх по снежнику, подходишь к дыре с шумом воды. Это начало вертикальной части Загеданской. Колодец 20м (№2). Навеска начинается с шк справа от окна, ниже на полке – еще шк. От него вниз 3-4м до уступа, затем прямо над колодцем в распоре по трещине 3-4м до следующего шк. Только отсюда навеска в первый колодец – ровно 20 м. Первые 3 шк – перила 12 м. Сам колодец слабо обводнен, но в нижней половине камнеопасен. Приземляешься на снег, пешком вниз по высокой галерее с уступчиками. Выходишь к К8(№3), навеска простая, веревкой 10м за два шк и вниз. Пройдя немного, оказываемся на краю уступа У8(№4), навеска перильная, веревкой 8м за шк и вниз. Приземляемся в в борт крупного сильно обводненного колодца К10(№5). Не доходя до края, на левой стене галереи – первый крюк перил подводящих к отвесу. Сначала уступ 1.5 м, тоже крючья. Далее идти вдоль левой стенки (если лицом к колодцу) в щели в стороне от водопада. Щель узковата 0.4-0.5 м обрывается отвесом 9м. Навеска за спит вверху, чтобы найти его нужно в распоре приподняться в начале щели на пару метров. Приземляешься на наклонный уступ (в той же щели) с сыпухой. Пройдя несколько метров, оказываешься у следующего отвеса К17м(№6). Камнеопасно! Навеска веревкой 20м за спиты у верха колодца. Приземляешься на дно уже всего колодца, поэтому – в потоке воды. Очень камнеопасно!

Со дна этого колодца нужно уйти от воды (утекающей вдоль левой стены в узкую щель) чуть вверх на сухую старую галерею. Вскоре начнутся уступы до 3-4 м. Крутонаклонная часть со щелью в полу выводит к отвесу 5м(№7). Навеска В8 за несколько шк и спит. На дне – легкий дождь. Далее сухая галерейка в несколько метров не по воде. Сухая комната с какими-то сухими притоками и щелью шириной 0.4 м вниз. Над щелью 2 шк на разных стенах -это начало колодца 20м(№8). Навеска В30м за эти крючья, ниже перестежка на наклонной полке за спит. Закачнувшись вправо сразу делаешь перестежку на следующий К8(№9), за шк. Спустившись, идешь по наклонке с небольшими уступами. Но как только появляется возможность уйти влево через перегибчик в параллельный сухой желоб – уходите с воды. По сухому желобу уступчики простым лазанием приводят к К11м(№10), колодцу Лосиные Рога. Навеска за рога, веревка 15м. Дно – ровная площадка с лужей и плесиком под дождем. Здесь кончается вертикальная часть пещеры.

С под Рогов наш путь по воде – в узкий шкурник с поворотами - «Кузнечик». Он проходится на правом боку ногами вперед. Из Кузнечика – горизонтальная часть то по воде, то сбоку от нее. Меандры с комнатами, временами узко, ход (зазор 20-25 см) почти вплавь на 10 м. Затем галерейка по колено в воде обрывается 6 метровым водопадом К6(№11). Навеска осуществляется двумя веревками 10м(основной) и 15м(оттяжкой). Стенки ненадежные – обратите внимание на состояние крючьев (на левой стене), необходимо забить еще один спит.

Далее по воде, долгая горизонталь со всеми положенными атрибутами (уступчики, распоры, узости . . . ). Этапный момент: наклонка с 4м уступом в зале (кусок 6мм репа за скальный крюк – висит). В этом зале можно заблудится, нужно не меняя направления пролезть в плоскую щель (над плоской глыбой) в противоположном конце зала и далее носом вперед по глиняно-галечному шкурнику метра 4-5. Шкурник кончается в воде. Несколько метров в полуприсяде и – главное препятствие горизонтальной части – полусифон. Ход постепенно понижается к воде. Удобно плыть ногами вперед, зажав между ног мешок (не давая ему всплывать, правда, если мешок тонет, то тоже плохо). Фонарь на каске часто мешает, некоторые предпочитают – на шее, или в зубах. Когда зазор уменьшается до 15 см, резкий поворот вправо. Далее – над водой только треугольник со стороной в 15 -17 см с мелкими сталактитами за которые удобно держаться, но они же и цепляются за каску (которую можно вообще снять). Через 3-4 м опять поворот, но влево. Течение довольно сильное и на пути туда – помогает, но на обратном мешает.

Далее длинная стометровая обводненная галерея. Какие-то зальчики, обходы воды по верху. Наконец, в одном из залов вода уходит вниз в узкий сифон, а нам по второму этажу в сухой ход. Вскоре – низкий перегибчик (лежа), в который подтекает слабый ручеек. За ним галерея, в которой можно пройти верхом в распоре и низом – до ровной площадки с остатками ПБЛ. Место под ПБЛ хорошее, сухое, до воды недалеко.

После ПБЛа начинаются протяженные сухие узости, по морфологии напоминающие сифоны. Их четыре штуки, разделенных более широкими галерейками. Прохождение этих сифонов довольно сложное. Необходимо протискиваться только головой вперед, сначала вниз, потом вверх, причем мешок цепляется за ногу (иначе его не протащить). Это очень выматывает. После четвертой узости подходишь к К11(№12). Это широкий колодец в средней части которого выбивается водопад. Навеска В15м за шк на правой стене, затем вправо до спита (необходимо найти этот крюк, только так можно обвесить воду) и от него вниз. Далее начинается каскадный колодец «Черная труба», который представляет из себя чередование сильно обводненных 10-15м. уступов. Далее - 2 завершающих колодца (15м,10м), последний из которых выходит в придонный завал.

Потенциально опасные участки маршрута.

При подходе к колодцу №1, необходима выносная страховка, при работе на перилах, возможен срыв. Необходима аккуратность.

При работе в колодце №5, в нижней части камнепад. Необходимо работать только по одиночке и аккуратно.

При прохождении колодца №6 очень сильный камнепад. Необходимо организовывать навеску по нашим крючьям (по описанию), иначе поймаете камень. Соблюдать очередность прохождения.

При прохождении колодца №11 водопада необходимо правильно организовывать навеску. Обязательно провешивать и сильно натягивать оттяжку (троллей) иначе спуск и подъем прямо в струе воды.

При движении в полусифоне следует идти по очереди, пока один не прошел – другой не идет, иначе поднимается волна. Мешок пускать только у ноги. Также желательно снимать каску.

Сухие сифоны не представляют особой опасности, просто очень выматывают. Основное правило – самый толстый идет посередине, так ему можно помочь и сзади с спереди.

Веревки (перечисление по порядку от входа, в метрах): 15,12,20,10,8,10,20,8,30,15,10,15,15.

Отчет взят с сайта Оренбургского спелеоклуба.