Комиссия спелеологии и карстоведения
Московского центра Русского географического общества

ENG / RUS   Начальная страница   Письмо редактору

Список комиссии | Заседания | Мероприятия | Проекты | Контакты | Спелеологи | Библиотека | Пещеры | Карты | Ссылки

Пещеры >Кавказ > массив Арабика:

Спортивно-техническое описание и схема навески пещеры Московская

Описание взято из:
"Отчет о спелеологическом туристском походе 3-й категории сложности (класс А) группы «ГОНЗО» ЭЦДЮТЭ «Родина» по массиву Западного Кавказа, урочище Дзоу,совершенному в период с 28 июля по 21 августа 2001 года по маршруту: Москва - Адлер - Гантиади - Гегский водопад - Урочище Дзоу - пещера Московская - Гега -Гантиади - Адлер - Москва. (Глубина 972 метра, протяженность 13 ходовых дней)."

Условные обозначения:

Шп - шлямбурный крюк справа
Шл - шлямбурный крюк слева
Сп - спит справа
Сл - спит слева
СКп - скальный крюк справа
СКл - скальный крюк слева
Г - глыба
Ухо - сквозное отверстие в породе
Прт - протектор для локализации трения веревки
Отт0,8 - оттяжка для отклонения веревки (0,8 - длина в м)
ТрП0,З - тросовая петля для локализации трения (0,3 - длина в м)
Трол9 - троллей (9 - длина в м)
ЛП1,5 - локальная петля, петля из веревки для навески за естественные опоры (1,5-длина в м)
В40 - веревка (40 - длина в м)
П3 - веревочные перила (3 - длина в м)
СВП - свободное передвижение
СВЛ - свободное лазание
ПБЛ300 - подземный базовый лагерь
Право и лево определены при движении лицом вперед.

СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Схема навески (87 kb)

Морфология участкаОпоры, способ передвиженияРежим обводненности, опасностиПримечание
0-1вход  треугольное отверстие, примерно 1×1,5 м
1-2   К19 колодец «Медведицы»Шп-П4-Сп-Шп-В20сухо
2-3  ход сухомежду глыб треугольный лаз, далее горизонтальный ход по наклонным глыбам ползком
3-4  У2,5СВЛсухопосле уступа небольшой зал, направо ход по наклонным плитам, ползком до след. уступа
4-5  У3,5СВЛсухо
5-6  У8Гп-В10сыпухакруто наклонный осыпной ход
6-7  К35В3-Шл-В3-Сл-Сл-Сл-В40суховначале уступ 2,5 м вверх, затем перила и далее колодец
7-8  ход «Ласточка» узкосправа за глыбой узкий ход (не спускаться в колодец слева), передвигаться лежа на боку в наиболее широкой части, для транспортировки груза необходим тросовый троллей 10 м
8-9  ходСВПместами узковлево узкий меандр с уступами 1,5-2 м
9-10  К12 каскад «Чеботарева»Шп-Шп-Отт+Сл-В14сухо
10-11  наклонный ходСВЛместами узко наклонный меандр с уступами 1-1,5 м
11-12  У5Сл-В8-Шлузко на входене спускаясь на дно, распором перейти на площадку на противоположной стороне уступа долее уступ 1,5 м, конец веревки прикрепить к Шл
12-13  круто наклонный ходСВЛ круто наклонный ход-труба после небольшого зала переходящий в узкий меандр
13-14  К14+К10Шл-Спот-Сл-Сл-Шпот-Сп-В32вход К10 узкийв К10 для локализации трения веревки об выступающую справа наклонную плиту необходим протектор, или закрепление веревки за Сп поверх плиты
14-15  наклонный ход, «Кривой колодец»СВЛсухослева, на уровне пола, в стене невысокий проход, ход идет немного назад и вниз двумя уступами 0,5 и 1 м, в следующем расширении ход поворачивает направо в первоначальном направлении (ВНИМАНИЕ! При движении снизу вверх возможно не заметить данный ход)
15-16  У3+наклонный ход+У3СВЛместами узко, влажный полза У3 идет низкий наклонный ход (высота 0,4 м) заканчивающийся «очком» 0,3×0,4 выходящим в зал над У3, из зала влево тупиковый ход, идти вправо по меандру до перил
16-17  У8+К14+У3Сл-Шл-Сл-В13-Шп-Шл-Отт+Сп-В24ниже балкона душ не спускаясь на дно У8 откачнуться на полку, далее спуск в К14 до балкона, спуск в У3 двумя способами: веревку из К14 отклонить оттяжкой на Сп; на балконе справа спуск в узкую щель далее по глыбе вниз СВЛ (в этом случае по дну У3 пройти под душем)
17-18  У6Шл-Шл-Отт+Слпо стене ручей веревку отклонить оттяжкой на С на противоположной стене для ухода от воды
18-19  У4, «обход Корягина»СВЛ  влево узкая щель выводит к У4, по уступу подняться вверх СВЛ
19-20  узкий меандр   в конце меандра расширение, перед расширением небольшой душ, далее начало перил
20-21  К16Шп-Сп-Сп-Сп-Сп-В28 на нижнем Сп необходима тросовая петля для исключения трения веревки, внизу К16 небольшой душ, далее направо по лежащим на полу наклонным плитам
21-22   меандр «Галерея одиночек», 200 м местами узко галерея начинается уступом 2,5 м, через 30 м понижение свода до 0,5 м, по дну течет ручей, через 3 м свод повышается, далее узкий меандр, передвижение в основном боком, местами ползком, в некоторых местах проход только по верхнему уровню, в конце галереи не большой зал
22-23  К11, «каскад Корягина»Шл-Шл-Шл-Шл-В19сухо
23-24  К12Шл-Сп-В17  К12 выходит в небольшой зал, спуск в лужу, конец веревки можно оттянуть на Ш
24-25  К22Шп-Шп-Прт-Сп-В26-Сп-Шл-П4=В6, Трол9=В10-Спсильный душ в центре колодцаколодец начинается сразу из зала, навеску лучше начать перилами 4 м далее до перестежки необходим протектор, спускаться на дно только при организации навески (в гидрокостюме), конец веревки закрепить на противоположной стене на полке на 3 м выше дна, от последней перестежки (Сп) до полки натянуть троллей, спуск возможен без гидрокостюма (спускаться быстрее), при подъеме в центре колодца отстегнуться от троллея и подниматься вдоль стены (уход от воды), по полке перила до К16 (за углом)
25-26  К16Шл-ЛП(Гл)-В18-Шлслабый душверевку закрепить за Шл и за расклиненную глыбу с помощью локальной петли, не спускаться на дно, закачнуться на балкон на противоположной стороне колодца, закрепить конец веревки за Шл
26-27  ход с уступами, Л300СВЛна первом У капеж, на втором У ручей за вторым уступом сыпуха, камни летят с третьего уступа и далее в К30, за вторым уступом ход вверх 2,5 м место для ПБЛ300 на 4 человека
27-28  К30Шл-Сл-Шп-Сп-Сп-В39камнепад (ВНИМАНИЕ! Весь колодец проходить по одному), начало навески -«заячьи уши»
28-29  меандр 10 мСВПместами капеж
29-30  К16Скл-Сл-ЛПЗ-Шл-П7=В10-Сл-Сл-В19появляется большой ручей после расширения меандра по левой стене перила, переход через большой ручей приходящий слева, противоположный конец перил закрепить за локальную петлю обвязанную вокруг колонны, далее спуск в колодец параллельно водопаду (не заливает)
30-31   меандр с уступомСВПбольшой ручеймеандр начинается уступом 2 м, далее по ручью до начала перил, если не спускаясь с уступа идти по среднему уровню и далее подняться по крутой сыпухе (ВНИМАНИЕ! камни летят в К17) выходите к ПБЛ400, лагерь сухой на 4 человека
31-32  К17 «колодец Корягина»Шл-Шл-Шл-Шл-П7,5=В10-Сл-В20-Слнебольшой душидти по перилам в распоре до расширения меандра, далее навеска вниз, для ухода от воды конец веревки закрепить за Сл
32-33  меандр с уступамиСВЛбольшой ручейидти по воде, местами переходя в распоре водобойные ямы, перед У7 вода уходит вниз, идти в распоре до навески
33-34  У7Шл-Шп-Сл-В11
34-35  меандр с уступамиСВЛбольшой ручейидти по воде, местами переходя в распоре водобойные ямы, после третьего уступа подъем к «сухому обходу» (ВНИМАНИЕ! не спускаться к «колодцу Ветра»)
35-36  круто наклонный ходСл-Сл-Сл-Ш0=В12сыпухакрутая сыпуха вверх до перегиба, далее горизонтальные перила до начала «сухого обхода» (ВНИМАНИЕ! наклонный осыпной пол, возможно падение в колодец)
36-37  К20+К60, «Сухой обход»ЛП1,5-Сл-Сл-ТрП8-Сл-Сл+ТрП0,3-Сл-Сл-Сл-Сл-Сл-Сл-СКл+Отт0,8-Сп-Сп-Шл-В115 К20-камни, К60- внизу водяная пыль (холодно)«Сухой обход» колодца «Ветра», начало навески за Сл и выступ стены, далее осыпная наклонка до начала колодца, следующая перестежка организована с помощью троса 8 м, далее спуск на широкую полку (ВНИМАНИЕ! В связи с камнепадностью, спуск до полки по одному), на полке по перилам влево, после 4-го Сл оттяжка за СКл, далее спуск в «бутылке» до следующей перестежки за два сблокированных Сп (спиты искать на выступающем справа горизонтальном ребре, для одного Сп необходима ТрП для локализации трения), конец веревки закрепить за Шл на дне колодца (ВНИМАНИЕ! Колодец прокрикивается очень плохо из-за шума воды)
37-38  К13, «Подвешенный зал»Шл-Шл-Сл-Сл-Шл-В22водяная пыль (холодно)спуск в «Подвешенный зал», далее по глыбам до К25, конец веревки закрепить за Шп
38-39  К25Шп-Сп-Сп-Сп-Сп-В40водяная пыль (холодно)спуск в колодец до полки справа, далее по полке, затем вниз до ПБЛ500, внизу веревку закрепить за глыбу для отвода от брызг
39-40  Зал Л500 водяная пыль (холодно)лагерь на 6-8 человек, необходима защита палаток от брызг; за площадкой для палаток, слева, узкая щель - продолжение пещеры
40-41  ход 10 мсвпсухонизкий ход (1,5 м), через 10 м в полу узкая щель, далее вниз
41-42  У3свлузкоузкая вертикальная щель (местами до 0,3 м), спуск вниз до расширения, внизу ход заложенный по той же трещине, что и верхний, на уровне пола отверстие 0,5×1 м
42-43  ход 30 мсвп наклонная, низкая (0,5 м) и широкая щель через 7 м выводит в горизонтальный ход, по дну течет ручей, вначале идти по ручью, затем в распоре и далее по глыбам до зала, в зале между глыб отверстие 1×1 м
43-44  У8Г-В11+Прт веревку закрепить за глыбу (ВНИМАНИЕ! Для локализации трения необходим протектор), внизу глубокая водобойная яма
44-45  выход на ручей, У2свп после У2 вода уходит в завал, подниматься но завалу до перегиба, далее спуск К30
45-46  К30Шп-Шп-Сл-Сл-В48внизу водяные брызгинавеска начинается перилами вдоль глыбы, далее переходит на левую стену, далее вниз, конец веревки закрепить за глыбу для ухода от водяных брызг
46-47  ход по завалуВ25(наверху закрепить за глыбу, внизу за Сп) сыпухаспуск по крутонаклонной сыпухе, необходимы веревочные перила, внизу, перед У5 ход под завал (не спускаться туда)
47-48  У5Сп-Вб после У5 широкий балкон из наваленных глыб, начало навески в К60 на правой стене
48-49  К60, «Гремучий каскад»Г-СКп-Сп-Сп-Сп-Сп-В70вверху возможно падение камней, внизу водяные брызгивначале спуск вдоль глыб (ВНИМАНИЕ! возможно падение камней), до полки, по полке влево, далее вниз, конец веревки закрепить за глыбу, колодец плохо прокрикивается из-за шума воды
49-50  К40Шп-Шп-Сп-Прт-Шл-Сп-Сп-Сп-Сп-Сп-В70возможно падение камнейколодец с двумя полками по правой стене, перед первой полкой необходим протектор, при спуске с второй полки возможен сброс камней, нижнюю перестежку искать на вертикальном ребре, колодец плохо прокрикивается из-за шума воды, внизу вода уходит в узкую щель, далее до дна сухо
50-51  У10Г-В12по стене небольшой капежверевку закрепить за глыбу по левой стене
51-52  КЗЗ «Тихий колодец»Сп-ЛП(Ухо)-Шп-ЛП(Ухо)-Сл-Шп  колодец спускается широкими уступами, в двух местах навеска сделана за локальные петли продетые в сквозные отверстия в породе
52-53  узкий высокий ходСВПсухоидти вправо по ходу, через 15 м в полу узкое отверстие (спускаться туда)
53-54  узкий наклонный ходСВЛ спускаться в распоре примерно 5 м, затем налево узкий ход до К35
54-55  К35Шп-Шп-Прт-Сп-В38возможен сброс камней со стены для локализации трения необходим протектор, спуск на глыбовый завал, далее страхуясь за ту же веревку спуск с завала (примерно 4 м), в левом углу, между глыб, спуск в К23
55-56  К23Шл-В25камнепаден
56-57  У8Шп-Шп-В11 спуск в глыбовый зал, в центре зала по правой стене узкое отверстие
57-58  наклонный осыпной ход 20 мСВЛ спуск в узкий ход между глыб, через 3 м ход расширяется, далее К20
58-59  К18Г-Шл-В23 перед колодцем наклонная плита, спуск по перилам, на дне глыбовый завал, спускаться между глыб под завал
59-60  узкий ход 35 мСВПместами низкий потолокв начале ход идет наклонно по глыбам, далее горизонтально, по середине потолок понижается до 1 м, на дне лужа, переходить над лужей лежа горизонтально, распираясь руками и ногами в противоположные стены, в конце ход сужается
60-61  У8+К49Ухо-Сп-В13-Шп-Шп-Шп-Сл-ЛП-ЛП-В61 ход резко расширяется и уступами спускается вниз, до У8 спуск свободным лазанием, навеска в У8 начинается по левой стене, далее идет К49, вместе с предыдущим уступом можно вешать одной веревкой, последняя перестежка сделана за «перья» локальными петлями, в этом месте колодец резко сужается до 0,5×1,5 м
61-62  узкий высокий ход 12 мСВП
62-63  У9Сп-В13
63-64  ход 13 мСВПв конце узкоход через 5 м резко поворачивает на право и перед К40 сужается до 1 м
64-65  К40+К38Шл-Шп-Сп-В43-Шп-Шп-Прт-ЛП-Сп-В42на последней перестежке капежначало навески узлом «заячьи уши», спуск до полки, по полке вправо до двух Шп, далее вниз (необходим протектор), следующая перестежка с помощью ЛП за выступ стены, чуть ниже справа появляется ручей
65-66  ходСВПместами капежход шириной 2 м, постепенно сужается, через 5 м между глыб можно спуститься на 4 м, далее постепенно ход сужается до не проходимой щели

Топосъемка, С.Т.О., схема навески выполнены спелеоклубом «Белая мышь» за сезон 2000-2001г.
Чертили: Чегодаев С.Е., Чегодаева Н.В., Пашков П., Гогин А. и Компания.